Skip to content

У Запорожья есть шанс получить дешевые европейские кредиты на модернизацию инфраструктуры

Еще в июле 2015 года Украина подписала с Европейским инвестиционным банком соглашение о реализации программы на 400 млн евро по развитию инфраструктуры городов Украины. На сегодня это возможность для любого города Украины получить дешевые деньги — 3% годовых на длительный период — от 7 до 15 лет. Европейский банк выставляет единственное условие для получения кредита: те проекты, которые он финансирует, должны быть направлены на модернизацию или реконструкцию инфраструктуры городов.

— Для Запорожья это действительно шанс — шанс реализовать большие, важные для города инфраструктурные проекты за дешевые деньги. 3% годовых — это те условия, которые Украине никто никогда не профинансирует, даже правительство, — подчеркнул председатель постоянной депутатской комиссии по вопросам социального и экономического развития, бюджета и финансов Руслан Божко. — Для того, чтобы получить такой кредит, город должен организовать проекты, подать в Европейский инвестиционный банк и пройти процесс отбора.

Руслан Божко отметил, что ранее город не реализовывал крупные инфраструктурные проекты, потому Запорожье имеет ряд проблем, с которыми сталкиваются коммунальные предприятия. На сегодня коммунальные предприятия нашего города подали ряд проектов, которые могут претендовать на кредитование Европейского инвестиционного банка.

— На бюджетной комиссии мы уже рассматривали некоторые из проектов, — отметил Руслан Анатольевич. — Например, проект КП «Водоканал» по утилизации осадка иловых источников. За всю историю существования города иловые источники не очищались, а каждый раз объем осадка накапливается. Этот вопрос надо решать, однако за счет средств города этот проект на 100% реализовать не возможно. А с помощью дешевого кредита мы сможем реализовать этот проект.

Еще один проект, который рассматривается для подачи на кредитование в Европейский инвестиционный банк, связан с себестоимостью генерации тепла. По словам Руслана Божко, оборудование котельных теплосетей несколько устарело, а его модернизация за кредитные средства позволит удешевить себестоимость производства тепла, которое идет в квартиру каждого запорожца. Для рационального использования отопительной системы при изменении погодных условий и оптимизации ее работы, необходимо модернизировать систему диспетчеризации.

— Актуальным остается проект по модернизации светового хозяйства в Запорожье, ведь процент покрытия города светодиодными лампочками невелик, — констатировал Руслан Божко. — В целом, разница в мощности потребления светодиодных лампочек и ламп накаливания может достигать 50%. Реализуя этот проект, город будет меньше платить за электроэнергию и, соответственно, экономить бюджетные деньги.

В то же время каждый из проектов, по словам Руслана Анатольевича, имеет экономический эффект — либо город экономит средства, либо зарабатывает дополнительные. В среднем период окупаемости инфраструктурных проектов составляет от 7 до 15 лет, что с учетом дешевизны кредитных ресурсов очень хороший результат.

Общая сумма проектов, на которые коммунальные предприятия Запорожья подали заявки, — порядка 2 млрд 600 млн грн. Это те средства, которые надо правильно обсчитать, подготовить технико-экономические обоснования и потом понять, какую сумму кредитных средств необходимо привлекать городу. Свои заявки уже подали «Водоканал», концерн»Городские тепловые сети», Запорожское энергетическое агентство, «Коммунатрансэкология» и Горсвет. В настоящее время готовятся технико-экономические обоснования для получения кредитов.

— Сегодня кредиты мы не получаем, а только готовимся к их получению, — уточнил Руслан Божко. — Мы заполнили заявки и выносим на сессию 30 июня предварительное согласование собственника о том, что сессия дает право городскому голове подписывать кредитные документы в случае принятия решения о привлечении кредита. Потом нас ждет стадия обсуждений технико-экономического обоснования коммунальных предприятий.

Глава бюджетной комиссии горсовета отметил, что кредит дополнительно гарантируется правительством и НКРЭ. То есть, в случае, если будут какие-то изменения по стоимости ресурсов, то НКРЭ будет это автоматически компенсировать в тарифе.