Skip to content

Мошенники умудряются выведать у владельцев пластиковых карт все секретные данные

Убытки украинских банков от мошеннических операций с платежными картами в 2015 году, несмотря на сокращение количества банков и уход с рынка Крыма, выросли в два раза по сравнению с 2014 годом, сообщил начальник отдела департамента платежных систем Национального банка Украины (НБУ) Владимир Харченко.

«Общая сумма оборотов банков в прошлом году составляла 1,232 триллиона гривень, и от этой суммы убытки составили 0,0147%. Это незначительная сумма, но она в два раза больше по сравнению с 2014 годом… В 2014 году был убыток 0,007%», — сказал Харченко журналистам. А количество мошеннических операций, по которым банки понесли убытки, по его словам, возросло в прошлом году на 24%.

Директор по управлению рисками компании VISA Лариса Макарова отмечает, что уровень мошенничества с банковскими картами в Украине относительно низкий — 0,7 базисных пункта (1 пункт — это 1 цент мошенничества на $100 транзакций легальных контрактов). Для сравнения в Казахстане и Азербайджане, где примерно такой же объем транзакций, соответственно 1,54 и 3,35 б.п., а в Таджикистане, где совсем небольшой объем транзакций, — 13,79 б.п.

Говоря о динамике мошенничества с платежными картами в Украине, эксперт отмечает, что ситуация нестабильная, и это свидетельствует о том, что не все игроки рынка безналичных платежей готовы воспринимать и оперативно реагировать на сегодняшние вызовы. Самые стабильные по объему мошеннические операции в Украине фиксируются в Интернете и их доля растет: во втором квартале прошлого года был самый высокий уровень мошенничества. Но в целом мошенничество с картами в Украине пошло на спад, уступая первенство так называемой социальному инжинирингу (притворяясь сотрудниками банков, мошенники умудряются выведать у владельцев карт все секретные данные).

«И это — наш бич, основное зло, которое сегодня происходит на рынке», — констатирует Макарова. Вместе с тем она выделяет и мошенничество в Интернете, как особенно интересное жуликам — потому что безопасное и очень часто безнаказанное. Чтобы ограничить возможности мошенничества в Интернете, эксперт призывает банки использовать уникальные так называемые одноразовые пароли, направляемые держателю карты на мобильный телефон. «Это — максимальная защита от мошенничества, — отмечает Макарова, — даже в том случае, если человек кому-то передал или просто халатно отнесся к своим карточным данным и они стали известны мошеннику, то при наличии одноразового пароля воспользоваться ими невозможно».

«Банкоматы все же по-прежнему привлекательны для злоумышленников, — отмечает заместитель директора, руководитель форума безопасности Ассоциации членов платежной системы ЕМА Олеся Данильченко, — как инструмент для кражи денег, которые уже выданы клиенту. Я говорю о кэш-трейдинге, о захвате наличных. В течение этого года происходил существенный рост (в 10 раз) этого вида мошенничества». Она также выделяет такой относительно новый вид мошенничества, как скимминг — установка приспособлений, позволяющих считывать не только номер банковской карты, но и пин-код.

Коллега Данильченко Владимир Омельчук демонстрирует соответствующие приспособления. Одно из них устроено так, что может удерживать деньги, выданные банкоматом. Клиент думает, что устройство неисправно, забирает свою карту и уходит. А злоумышленник тут же легко вынимает приклеившиеся к его приспособлению купюры. Эксперт советует в таких случаях никуда не уходить и звонить в банк. Кроме того, по его словам, надежную защиту от незаконного сканирования пин-кода банковской карты дают ладонь, сумочка или барсетка, если прикрыть ими клавиатуру банкомата во время набора соответствующих цифр.