Skip to content

Козырные кредитные карты

Наряду с кредитами наличными приобрели популярность и карточные займы. В развитии данного направления заинтересованы многие банки, которые не только предоставляют овердрафты в рамках зарплатных проектов, но и предлагают кредитные карты посторонним клиентам. Причем карточное кредитование в сравнении с выдачей займов наличными является более перспективным, поскольку предполагает механизм возобновляемости кредитного лимита.

По данным НБУ, в течение прошлого года количество кредитных карт в обороте увеличилось с 7,008 млн до 8,180 млн шт. (рост на 16,7%). И несмотря на то что в I полугодии 2012 года данный показатель сократился до 6,528 млн, в целом ряде банков, активно развивающих данное направление розничного бизнеса, отмечают положительную динамику. Так, с начала текущего года более чем в два раза увеличился портфель кредитных карт в АО «Банк Ренессанс Капитал». Значительно выросли портфели карточных кредитов в Укрсоцбанке и в УкрСиббанке. В Имэксбанке за счет предоставления овердрафтов физическим лицам кредитный портфель вырос на 250%. И к концу 2012 года, по словам начальника управления внутренних платежных систем Имэксбанка Владимира Смыкова, планируется довести этот показатель до 500%. «Сегмент потребительского кредитования развивается быстрыми темпами и имеет значительный потенциал роста. Причем фокус внимания многих банков сосредоточен на развитии потребительского кредитования посредством усовершенствования и расширения продуктовой линейки кредитных карт. Банки, которые раньше выдавали «классические» потребительские кредиты в торговых точках, теперь меняют свои подходы и предоставляют клиентам кредитные карты»,— отмечает начальник департамента маркетинга и сегментов центра розничного бизнеса ПАО «Укрсоцбанк» (UniCredit Bank) Валерия Малахова.

Потребители, финансовая грамотность которых растет год от года, оказались готовы к подобному изменению тренда. «Ежегодно спрос на кредитные карты увеличивается за счет повышения информированности клиентов, а также благодаря заинтересованности банков в постепенной замене кредитов наличными карточными продуктами,— комментирует руководитель отдела по развитию кредитных карт «Банка Ренессанс Капитал» Андрей Рудов.— Кредитные карты становятся все более популярными и даже модными среди трудоспособного населения, особенно в возрасте 26-45 лет. А для банков карточное кредитование в долгосрочной перспективе является более выгодным, чем потребительские займы наличными, ведь карточная кредитная линия возобновляема и не требует повторного привлечения клиента».

В рамках описанной тенденции в период 2011-2012 годов многие финансовые структуры разморозили кредитование зарплатных клиентов, а некоторые из них вышли с карточными продуктами на свободный рынок. Усиление конкуренции стало стимулом для поиска альтернативных каналов реализации кредитных карт. «Банки усилили активность в интернете, увеличили объем дистанционных и агентских продаж, а также расширили дистрибуцию карт через сети партнеров,— продолжает Андрей Рудов.— С начала года выросла частота операций пополнения карточного счета через такие дистанционные каналы, как банкоматы cash-in/cash-out, интернет-банкинг или платежные терминалы самообслуживания. Банки заинтересованы в том, чтобы максимально упростить для клиента процесс использования кредитных карт». Не менее активно банки работают над дополнительной функциональностью карт. Господин Рудов приводит в качестве примера появление услуги installment (рассрочка), позволяющей держателю карты погашать задолженность по аннуитетной схеме. По мнению эксперта, installment и grace period (льготный период) мотивируют клиентов использовать карту как платежный инструмент, что способствует росту доли POS-трансакций в сравнении с операциями по снятию наличных.

Однако эксперты указывают и на определенные «болезни роста», которые рынок кредиток переживает в настоящее время. «Из основных тенденций можно отметить появление временных игроков, ставящих своей целью обмануть клиента за счет невероятного размера скрытых комиссий и ставок штрафов. К их числу можно отнести тех, для кого кредитование не является профильным бизнесом»,— категоричен заместитель председателя правления ПриватБанка Олег Гороховский.

Тринадцатая зарплата

Рискованный бизнес

Несмотря на то что большинство банков готовы предоставлять овердрафты исключительно зарплатным клиентам, некоторые учреждения делают ставку на внешних заемщиков. По данным компании «Простобанк Консалтинг», из 50 крупнейших по размеру активов банков оформить кредитную карту новому клиенту готовы только 13 финучреждений. Еще несколько предложений исходит от менее крупных игроков. В частности, «Ренессанс Капитал» предлагает классические кредитные карты любому резиденту Украины от 25 до 70 лет с официальными доходами. Решение учреждения о выдаче кредитной карты основывается на таких факторах, как финансовое состояние потенциального заемщика, его социальный статус, кредитная история, а также на предыдущем опыте работы банка с различными клиентскими сегментами. Для новых клиентов, желающих обзавестись кредиткой, в Укрсоцбанке разработали продукт «Карта возможностей», который позволяет совершать покупки и оплачивать услуги в торгово-сервисной сети, а также пользоваться круглосуточными услугами интернет- и SMS-банкинга. Нередко кредитные карты того или иного класса становятся одним из элементов «модных» пакетных предложений отечественных банков. «Оформить кредитную карту в нашем банке может любой желающий,— рассказывает директор департамента розничных продуктов ВТБ Банка Екатерина Федоровская.— Для этого достаточно приобрести один из пакетов услуг и предоставить справку о доходах. Кроме того, при получении потребительского, автомобильного или ипотечного кредитов клиент может дополнительно приобрести один из пакетов услуг и получить кредитную карту с лимитом от 1 тыс. грн».

Банкиры, которые считают подобное направление перспективным, готовы мириться с высоким уровнем рисков при беззалоговом кредитовании. В Альфа-банке, где также предлагают кредитки всем клиентам, включая внешних, видят будущее именно в развитии этого сегмента. «Данный вид кредитов имеет целый ряд явных преимуществ: возобновляемость, возможность увеличения кредитной линии на протяжении срока жизни и другие,— говорит начальник управления карточных продуктов Альфа-банка Александр Поддерегин.— При условии построения корректной рисковой стратегии, постоянной работы с клиентами в направлении понимания особенностей продукта, их своевременном информировании о сумме минимального платежа и сроках погашения ключевые параметры уровня рисков могут находиться в «комфортной» для учреждения зоне». А в ПриватБанке, по словам господина Гороховского, в высокорисковом кредитовании новых клиентов видят еще и определенный элемент формирования культуры заимствования. Карточные кредиты банка рассчитаны на любые группы потребителей, включая безработных, а отказ получают только те, кто безнадежно испортил кредитную историю,— наркоманы, судимые, алкоголики и т. п.

«У клиента должен быть честный беспроцентный период, 0% комиссии при оплате картой в магазинах или при безналичных расчетах, а также ставка не более 2,5-3% в месяц после окончания льготного периода»,— говорит Олег Гороховский. Тем не менее условия предоставления многих кредитных продуктов далеки от этого стандарта. Льготный период может и вовсе отсутствовать, а эффективная ставка часто существенно превышает 30-36% годовых. Кроме этого, Евгений Мецгер отмечает изменение структуры формирования доходности карточных кредитных продуктов в пользу увеличения доли комиссионных платежей клиента по сравнению со стоимостью обслуживания кредитной задолженности в виде погашения начисленных процентов. То есть на рынке появляются продукты с заявленной ставкой от 0% до 15% и ежемесячной комиссией в 2-3% от остатка. По состоянию на 24 сентября средняя реальная стоимость заемных средств по кредитным картам составляла 48,41% при условии снятия денег в банкомате эмитента и 43,7% — в случае расчетов в торговой сети. Тем не менее можно отметить некое стремление к базовым параметрам. По сравнению с аналогичными данными на конец августа данные показатели уменьшились на 1,28% и 1,23% соответственно.

Кредит доверия

Во всех банках карточное кредитование реализуется на базе международных платежных систем Visa и MasterCard. В зависимости от предпочтений, доходов и статуса клиентов им предлагаются кредитные карты классов Electron, Classic, Gold или Platinum. Класс карты определяет максимально возможный кредитный лимит. В сравнении с периодом 2009-2010 годов возможности держателей кредиток несколько расширились. И хотя процентная ставка, льготный период и другие условия карточного кредитования не претерпели существенных изменений, во многих случаях увеличились суммы, которые могут предоставить клиенту…

(полный текст статьи)

http://www.kommersant.ua/doc/2039450

Добавить комментарий