Skip to content

ФАКТОРинг роста

Послекризисные экономические реалии делают все более популярными финансовые продукты, альтернативные классическому залоговому банковскому кредитованию. Одним из таких продуктов по мере роста как розничного, так и внешнеторгового товарооборота становится факторинг.Согласно опубликованным в конце апреля данным, общемировой рынок факторинга увеличился в объеме почти на 30%, значительно опередив темпы роста мировой экономики. Причем у лидеров — Китая и Тайваня, Турции и Бразилии — объемы предоставленных услуг выросли в 1,6—2,3 раза.

 

В отношении Украины международные оценки пока не регистрируют столь впечатляющих показателей: по подсчетам, рынок в прошлом году только-только начинал восстанавливаться от посткризисного шока.

 

И все же мировые тенденции вот-вот начнут проявляться и в нашей стране — крупнейшие операторы рынка уже значительно улучшили условия, которые они готовы предоставлять своим клиентам.

О чем речь

 

Позаимствованный из английского языка термин «факторинг» (от factor — посредник, торговый агент) начал приживаться в активном отечественном коммерческом лексиконе лет 10—15 назад, по мере того, как в обиходе отечественных банкиров и предпринимателей закреплялись понятия «аккредитив», «овердрафт», «лизинг», «форфейтинг» и т.п.

 

На самом деле мудреная терминология скрывает под собой достаточно несложный по своей сути торгово-финансовый инструмент. Смысл операции достаточно прост: отгрузив товар, продавец может не дожидаться его оплаты покупателем, а сразу после поставки получить львиную долю суммы от третьего лица (фактора). Взамен продавец уступает права требования по возникшей дебиторской задолженности. Попросту говоря, он продает накладную (или счет-фактуру). Именно продает, а не передает в залог. И это — принципиальное отличие факторинга от традиционных кредитных операций.

 

Главная выгода операции для поставщика очевидна — полученные денежные средства могут быть тут же снова запущены в оборот. Эта выгода и является главной движущей силой механизма, прототипами которого человечество начало пользоваться уже на самых ранних этапах своего развития — в эпоху царя Хаммурапи, четыре тысячелетия назад. Потом их активно использовали во времена Римской империи и на ранних стадиях развития капитализма в XIV веке.

 

В нынешнем их классическом виде факторинговые услуги впервые появились в США еще в конце XIX века. Но наибольшее распространение они получили в Европе, где начали активно развиваться с середины прошлого столетия.

 

Понятно, что с тех пор услуга серьезно эволюционировала, и сегодня она предполагает предоставление целого комплекса сопутствующих услуг, который может включать кредитный менеджмент, защиту от рисков, консалтинг и администрирование дебиторской задолженности.

 

Факторинг становится востребованным, когда более традиционная схема работы на условиях товарного кредита становится слишком обременительной для поставщиков. Для которых, по мере увеличения их оборотов, наличие отсрочки платежа может стать критичным, спровоцировав серьезную нехватку оборотного капитала. Возникающие при этом длительные кассовые разрывы между затратами на закупку товара и получением выручки от его реализации могут не только негативно сказаться на платежеспособности самого поставщика, но и оборвать в самый неподходящий момент технологическую или бизнес-цепочку.

 

Фактически при факторинге может быть покрыт практически весь срок отсрочки платежа (чаще всего от двух недель до трех месяцев), что позволяет поставщику предлагать более выгодные условия оплаты контрагентам-покупателям.

Мировая динамика и отечественные реалии

 

Согласно опубликованным в конце апреля данным Factors Chain International (FCI — одна из крупнейших международных ассоциаций факторов) общемировой оборот факторинговой индустрии в прошлом году достиг 1,6 трлн. евро (или 2,2 трлн. долл.), превысив рекордные докризисные показатели 2008 года.

 

Почти 2/3 общемирового показателя (63,4%) приходится на Европу, далее следуют Азия (22%) и американские континенты (11%).

 

Всего за пять последних лет азиатский регион увеличил свою долю в общемировом обороте почти вдвое. И именно там в прошлом году был зарегистрирован наиболее динамичный рост объемов факторинговых услуг — в 1,7 раза. Чемпионом (вы вряд ли удивитесь) оказался Китай, увеличивший обороты факторинга в 2,3 раза. Далее следуют Тайвань (1,98 раза), Турция (1,92), Бразилия (1,65). Поднебесная, кстати, стала вторым в мире рынком факторинговых услуг (по оценкам FCI — 154,6 млрд. евро).

 

Обращает на себя внимание 35-процентный рост объемов переуступленной дебиторской задолженности в Германии (до 129,5 млрд. евро).

 

Однако крупнейшими рынками факторинговых услуг в Европе остаются Великобритания (226,2 млрд. евро), Франция (153,5 млрд.) и Италия (143,7 млрд.). В этих странах, как и в некоторых других европейских государствах, «отношение факторингового оборота к ВВП» составляет около 10—15%.

 

Украинские показатели пока намного скромнее. Увы, единого центра сбора статистики по факторингу в нашей стране пока нет, да и качество отчетности оставляет желать много лучшего. Поэтому в отношении Украины FCI приходится полагаться на экспертные оценки своих участников, согласно которым обороты факторинга в Украине в 2010-м составили 540 млн. евро, оставшись практически неизменными по сравнению с предыдущим годом.

 

Это всего лишь 40% от уровня предкризисного 2008 года, т.е. падение рынка оказалось более чем двукратным. Одной из главных его причин стала неспособность многих торговых компаний, в том числе и крупнейших, рассчитываться по своим обязательствам, в результате чего у банков многократно выросли объемы просроченной задолженности. Из-за возникновения слишком высоких рисков большинство последних либо полностью прекратили предоставление факторинговых услуг, либо серьезно ужесточили свои требования как к клиентам, так и к их дебиторам. Попутно были повышены и кредитные ставки, и комиссионные.

 

Проведенный ZN.UA анализ финансовой отчетности украинских банков выводит на соразмерные с оценками FCI показатели. Согласно нашей выборке, сегодня более-менее значимые объемы факторинговых услуг предоставляют всего два десятка банковских учреждений.

 

Их нынешний объем остатков на факторинговых счетах составляет около 800 млн. грн. (при средней оборачиваемости услуги около шести циклов за год мы и выходим на показатель порядка 5 млрд. грн.).

 

Первую пятерку лидеров формируют Укрэксимбанк, Укрсоцбанк, Сведбанк, «Райффайзен Банк Аваль» и Индексбанк. На их долю приходится 87% от общего объема операций (при этом у крупнейшего оператора — Укрэксимбанка — почти половина).

 

На прошлой неделе статистику оборотов факторинга за 2010 год у своих подопечных опубликовала и Госфинуслуг. По данным госрегулятора, в прошлом году они увеличились сразу в четыре раза (с 1,6 млрд. до 6,4 млрд. грн.). При этом правом на предоставление этой услуги обладали 78 финансовых компаний, но активными операторами можно назвать не более десятка, на долю которых приходится 95% рынка. Для этого сегмента, как и для банковского, тоже характерна значительная концентрация. ТОП-3 его участников обеспечили 64%, а ТОП-5 — 80% оборотов рынка.

 

Увы, анализ отчетности операторов этого рынка (некоторые из них осуществляли облигационные выпуски, выпустив при этом проспекты эмиссий) показывает, что на самом деле основной вид их деятельности — работа с проданными или переданными на их балансы проблемными банковскими кредитами. А доля реальных факторинговых операций в портфелях этих компаний весьма незначительна.

 

Обращает на себя внимание и стоимость привлечения ресурсов, полученная в результате выпуска облигаций. Она составила 18—23%, что означает, что для конечного клиента услуга обойдется ну никак не дешевле 25—30% годовых. При этом классические банковские кредиты сегодня снизились в стоимости до 20% и ниже.

 

А ведь именно дороговизна факторинга по сравнению с более традиционными банковскими услугами — залоговыми кредитами является тем обстоятельством, которое нередко отпугивает потенциальных клиентов.

 

За комментариями мы обратились к Виктории РУДОЙ, члену правления Укрэксимбанка.

 

— Среди корпоративных банковских клиентов распространено мнение, что факторинг — очень дорогая и сложная услуга. Что вы можете сказать по этому поводу?

 

— В данном контексте все зависит от каждого конкретного случая. Во-первых, многое зависит от возможностей самого фактора. И, несомненно, самое важное условие — это себестоимость ресурсов банка или финансовой компании, ниже которой он попросту не может работать, иначе будет получать убытки.

 

Мы не хотели бы комментировать ценовую политику других участников, но что касается Укрэксимбанка, то сегодня стоимость нашего фондирования находится на более чем приемлемом уровне. Как вы знаете, не так давно Укрэксимбанк осуществил одну из самых знаковых сделок в финансовом секторе. Выпуск трехлетних гривневых евробондов на 2,3 млрд. грн. по ставке 11% годовых не только создал прецедент подобных транзакций для украинских заемщиков, но и значительно улучшил ресурсные возможности учреждения.

 

Поэтому мы можем предлагать сегодня нашим клиентам базовую эффективную ставку финансирования на уровне 15—16%. Однако данные условия не являются граничными, и в зависимости от компании стоимость услуг банка может снижаться. А вот дальше уже все будет зависеть от финансового состояния самого клиента и его контрагентов, профиля деятельности, объемов финансирования и срока товарного кредита, а также потенциальных рисков осуществляемой сделки.

 

Понятно, что для клиентов, с которыми мы уже давно и плодотворно сотрудничаем, условия будут более выгодными, чем для впервые обратившихся.

 

— Зачастую декларируемая ставка —это лишь вершина айсберга сопутствующих платежей и комиссий…

 

— Что касается стоимости услуги, то, в отличие от большинства игроков профильного рынка, в Укрэксимбанке она представлена в виде единой комиссии (% от суммы накладной) без других скрытых платежей. При этом мы готовы уже сегодня предоставить своим клиентам до 95% от суммы поставки на срок до 90 дней, причем в ряде случаев банк готов продлевать этот период.

 

Но все-таки не хотелось бы сводить все только к цене ресурса. Действительно, если клиента интересует лишь получение финансирования, то факторинг — это лишь одна из услуг в нашей продуктовой линейке. И даже задачу передачи финансовых рисков третьему лицу, которую решает факторинг, тоже можно решить и другим способом — для этого существуют, например, специальные виды страховок.

 

Главные преимущества, которые дает эта услуга, возникают, если ставить задачу значительно ускорить темпы роста бизнеса компании или восстановить спрос на ее продукцию, чтобы вернуться на докризисный объем производства. И в этом случае факторинг как услуга может дать целый ряд преимуществ по сравнению с кредитными продуктами. Во-первых, при факторинге банк не требует от клиента предоставления обеспечения, так что как основные, так и оборотные средства остаются в его полном распоряжении. «Залогом» выступают права требования оплаты за отгруженный товар.

 

Во-вторых, объем финансирования зависит только от возможностей самой компании и фактически ограничен лишь объемами ее продаж.

 

В-третьих, сумма финансирования не увеличивает задолженность клиента по кредитам в балансе, а размер дебиторской задолженности при этом, наоборот, уменьшается.

 

В-четвертых, при наличии подписанного факторингового соглашения деньги могут быть предоставлены в течение 24 часов после поступления заявки. Для этого при наличии предварительного договора достаточно предоставить банку или финансовой компании документы, подтверждающие поставку. При этом клиент может пользоваться продуктом (и, соответственно, платить за него) только по мере возникновения необходимости.

На все эти преимущества можно и не обратить внимания в рутинной повседневной хозяйственной деятельности. Но в условиях, когда бизнес начинает расти темпами от 15—20% в год и выше, каждое из них может оказаться жизненно важным, обеспечив защиту от рисков, которые неизбежно возникают в условиях динамичного роста.

 

Андрей Алексеев «Зеркало недели. Украина» №18, 20 мая 2011

 

 

Добавить комментарий