Skip to content

Банкиры пошли на три буквы

Оставив надежды поправить свое финансовое положение за счет наращивания корпоративного портфеля, банки решили вернуться на рынок потребительского кредитования, в частности pos-кредитов (безналичных кредитов на товары в местах продаж)

Шаг целиком оправданный, учитывая как рентабельность этого вида кредитования (норма рентабельности — 50-70%, некоторым банкам удавалось зарабатывать на pos-кредитах и все 100%), так и небольшую на данный момент наполненность этого рынка. Но, похоже, крупные розничные банки одновременно приняли решение вернуться на pos-рынок. И в итоге, вместо плавного его наполнения с естественной ротацией финучреждений, сложилась ситуация заскакивания в последний вагон уходящего поезда. В котором всем мест ну никак не хватит.

В тесноте и в обиде

В конце марта OTP Group презентовала свою новую «дочку» в Украине — компанию «ОТП Кредит», которая будет заниматься выдачей потребительских кредитов в точках продаж. По подсчетам «і», «ОТП Кредит» стала 12-м игроком рынка pos-кредитования и восьмым, (!) вышедшим на рынок за последние несколько месяцев. Наиболее серьезными игроками эксперты считают ПриватБанк, УкрСиббанк, «Дельта Банк» и, конечно же, Альфа-банк, который среди всех перечисленных имеет наиболее обширный и позитивный опыт потребкредитования. До кризиса годовые обороты Альфа-банка в потребсегменте исчислялись миллионами долларов (в то время как у большинства других игроков плановые показатели укладывались в несколько сот тысяч), а доля на рынке именно pos-кредитов достигала 30%.

Удастся ли сегодня Альфа-банку повторить докризисные успехи в этом сегменте — неизвестно, однако именно возвращение «Альфы» в торговые сети вызывает наибольшую дрожь в коленках как у старожилов, так и у новичков pos-рынка. Больше всего поводов для беспокойства есть, по мнению банковских экспертов, у банка «Русский стандарт». Сегодня «большая тройка» pos-кредитования, присутствующая в большинстве крупных точек продаж, — ПриватБанк, УкрСиббанк и банк «Русский стандарт». Но крупные торговые сети обычно не пускают к себе больше четырех финучреждений, и с учетом одновременного захода на торговые площадки «ОТП Кредита» и Альфа-банка, которые просто за счет масштабов и поддержки материнских компаний способны предложить большие объемы кредитования и лучшие условия (а соответственно — являются более выгодными партнерами для сетей), супермаркетам придется кем-то пожертвовать. И вряд ли, чтобы этим кем-то стали ПриватБанк или УкрСиббанк. Впрочем, возможно, и им (или же «Альфе» с ОТП) вскоре придется познать ощущение пинка, так как в ближайшие месяцы на рынок pos-кредитования обещает выйти еще один игрок — «Ренессанс Капитал», который имеет, во-первых, большой опыт в сегменте потребкредитования, а во-вторых — мощную материнскую структуру за спиной (напомним, что в начале этого года состоялась сделка по покупке украинского «Ренессанс Кредита» компанией СКМ), что, по мнению экспертов, позволит ему более чем агрессивно выйти на рынок.

Ожидания и реалии

Банки рвутся на рынок pos-кредитования, но полученные результаты могут не оправдать затраченных усилий. Ведь работать финкомпаниям придется в куда более жестких, чем до кризиса, условиях, и обусловлены они будут вовсе не конкуренцией с себе подобными, а новыми требованиями сетей и регулятора. Начнем с последнего.

Две недели назад депутаты предложили внести изменения в закон «О защите прав потребителей» и установить максимальную сумму неустойки в случае несвоевременного погашения потребительского кредита на уровне 100% общей суммы долга. Сейчас размер неустойки устанавливается кредитным договором и на практике может в разы превышать размер самого долга, от уплаты которого заемщик также не освобождается. По мнению авторов законопроекта, такое положение экономически необоснованно, и потому следует законодательно ограничить размер неустойки. При этом ограничение будет касаться только тех кредитов, которые были выданы банками или другими финансовыми учреждениями физическим лицам на приобретение любых изделий (товаров), работ или услуг для личных нужд.

Стоит ли говорить, что такая инициатива немало расстраивает финкомпании, ведь по признанию некоторых из них штрафы, пени, неустойки и прочие «допплатежи» формировали более 50% дохода от кредитования.

Но еще больше банкиров расстраивают ограничения, которые одно за другим начинают вводить крупные сети (в основном сети бытовой техники и электроники, являющиеся наиболее желанными партнерами у pos-кредитчиков). Во-первых, ряд торговых сетей уже неофициально объявили о своем намерении ограничить рентабельность работы банков на их территории 40%-ными (то есть банкирам придется распрощаться с 70-80%-ными эффективными ставками), а во-вторых, требуют от финучреждений гарантированной выдачи кредитов по 90% обращений. В то же время, согласно статистике, при pos-кредитовании треть выданных кредитов — мошеннические, т.е. банки обычно удовлетворяют 70% заявок на кредит. Теперь же их вынуждают выдавать заведомо невозвратные кредиты.

Столь жесткие ограничения, устанавливаемые крупными сетями, вынуждают многие финучреждения менять стратегию и вместо захода в большие сетевые супермаркеты в столице и городах-миллионниках строить бизнес вместе с небольшими самостоятельными точками продаж в регионах, а также в нетрадиционных для pos-кредитов торговых точках — магазинах одежды, продуктовых супермаркетах. Кроме того, этим летом эксперты ожидают всплеска предложений по кредитованию услуг — от турпоездок до автотюнинга. Ну а в том, что наши соотечественники очень быстро забудут кредитные страхи 2009-2010 гг. и вновь ринуться жить в кредит, участники рынка не сомневаются.

Автор: Сергей СИЛЬВЕСТРОВ

«Экономические известия» (www.eizvestia.com)

Добавить комментарий